2024 год будет трудным для дилерского сообщества — намного труднее, чем был 2023-й год. Так считает большинство дилеров, приглашенных выступить в дискуссионной панели в ходе форума автобизнеса «Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», который организовало агентство «АВТОСТАТ».

Многие уверены, что выручка в этом году будет продолжать расти, а прибыльность — падать вслед за таким показателем, как средние продажи на одну дилерскую точку в год. В 2023 году, на фоне хаотичного прихода в страну новых брендов и суббрендов, часть дилеров активно взялась пополнять свои марочные портфели, не думая о грозящем затоваривании.

Пик заключения новых контрактов отмечен был в августе, а уже в ноябре на рынке новых автомобилей стали накапливаться стоки, но новички продолжают выходить на рынок, и не исключено, что весной 2024 года начнутся настоящие ценовые войны.

Сергей Вайнер (ГК «АВТОПОЛЕ») считает, что в 2024 году в дилерской среде продолжится расслоение: сильные станут еще сильнее, слабые — еще слабее. Уже сегодня начался период оптимизации складов (распродажи), а с весны будет «война эффективностей»: вся дилерская сеть займется эффективностью отделов маркетинга, отделов продаж, начнется пересмотр работы с клиентами.

С ним в целом согласен Павел Хвастунов («Боравто»), который из современных трендов в дилерских сетях тоже отмечает переток оборотных средств в склады. И тоже считает, что 2024 год покажет реальную прочность дилерских сетей и их экономическую устойчивость. Тем не менее, он прогнозирует по году объем рынка новых автомобилей в размере 1 млн 400 тысяч единиц, то есть заметный рост по сравнению с 2023 годом.

В том, что рынок продолжит рост, не сомневается и Владимир Мирошников («РОЛЬФ»), заявивший коллегам, что у его холдинга «планов громадьё», несмотря на грядущие ценовые войны. Секрет спокойствия компании — «внимательно подходим к выбору партнеров»: ставку делаем на трех лидеров рынка (плюс их суббренды), и на те марки, которые имеют производства в России. Важно правильно выбирать бренд, грамотно выстраивать работу с ним. Ставку на партнеров делает и Владислав Рыдаев (ГК «Прагматика»): «У нас сильные партнеры, будем расти вместе с ними». Напомним, что по данным агентства «АВТОСТАТ» на начало года в России насчитывалось 3653 дилерских центра. При этом за 2023 год было расторгнуто 959 контрактов (в основном ушедших европейских и японских, корейских брендов), а заключено 1448 новых (преимущественно китайских марок).

Президент РОАД Алексей Подщеколдин, комментируя эти цифры, сказал, что некоторые дилеры (ушедших из России брендов) сумели переформатировать свою деятельность. Но получили ли они с новыми марками ту же экономическую эффективность, что была у них раньше? Большой вопрос.

В ходе дискуссионной панели ее участники пришли к выводу, что несмотря на ожидаемые трудности 2024 года, есть одна хорошая новость — среди российских автодилеров уже много опытных, которые пережили не один кризис авторынка. В числе советов, которые они дают менее опытным на текущий год: внимательнее работать с расходами и с персоналом, с ускорением и оборачиваемостью, не истерить, быть спокойным и упрямым, больше уделять внимание пробегу.