В начале декабря 2023 года агентство «Автостат», ссылаясь на данные исследования, сообщило о снижении доли продаж новых легковых автомобилей, ввезенных в Россию по параллельному импорту. По мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, доля альтернативного импорта будет сокращаться и дальше. Почему так происходит?

Как сообщил «Газете.Ru» глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин, в 2024 году ввоз автомобилей в Россию с использованием механизма параллельного импорта снизится в два раза. По его словам, крупные автодилеры уже начали отказываться от программ параллельного импорта. Это приведет к резкому сокращению игроков на этом рынке.

Неужели не найдется в России человека, пожелавшего купить новый «Мерседес-Бенц»? Конечно, найдется. Но «Мерседес», ввезенный в страну из Европы, — это все-таки частный случай. Такие примеры останутся. Вместе с тем, самыми популярными иномарками, которые везли в Россию по параллельному импорту, были не «мерседесы», а Toyota, Kia, Hyundai, BMW и Mitsubishi — всего 130 тыс. шт.

Мы полагали, что главная проблема снижения поставок новых авто по параллельному импорту — их цена (к «Мерседесам», как вы понимаете, это не относится — прим. «Мой Мотор»). Оказывается, нет. Первой из основных причин отказа дилеров от параллельного импорта Подщеколдин назвал обязательство о гарантийной поддержке и послепродажном обслуживании автомобиля, проданного через ДЦ.

Дилеры не хотят работать без поддержки производителя. Почему? Потому что закон обязует их вовремя поставлять запчасти (во время ремонта), а сделать это сегодня иногда бывает сложнее, чем привезти в страну автомобиль целиком. Кроме того, для многих новых моделей отсутствуют инструкции по ремонту и эксплуатации (могут возникать проблемы с ремонтом и обслуживанием таких машин).

«Представьте, что спустя полтора года владения машиной возникает серьезная поломка, и покупатель может вернуть ее и потребовать стоимость новой машины», — говорит руководитель РОАД.

Кроме того, раньше у дилеров за спиной стоял сам производитель (в лице дистрибьютора в РФ), а теперь дилерам приходится самостоятельно заниматься таможней, сертификацией, установкой устройств ЭРА-ГЛОНАСС" и т. д. Дополнительные нагрузки возникают из-за выросшей стоимости логистики.

Против параллельного импорта работает снижающийся курс рубля. Не стоит забывать и об активной деятельности Центробанка России, который поднял ключевую ставку, делающую параллельный импорт невыгодным. В эту же корзину можно положить и увеличение размера утилизационного сбора во второй половине этого года.

Увеличение числа китайских производителей, которые готовы везти в Россию автомобили с предоставлением на них официальной заводской гарантии, также влияет на снижение поставок по параллельному импорту.

Подщеколдин также не исключает варианта, при котором Минпромторг России проведет работу по усилению барьеров на ввоз в страну автомобилей по параллельному импорту.

Почему? Напомним, в 2022 году авторынок в России сократился чуть ли не до нуля. Правительство ввело параллельный импорт как раз для того, чтобы он не загнулся окончательно. Сейчас ситуация с насыщением рынка новыми авто восстанавливается и государству он (параллельный импорт) больше не нужен. Более того, оно может ввести на него дополнительные ограничения (или вообще «прикрыть лавочку»), чтобы дать возможность развиваться отечественному автомобилестроению.