В машине нет системы ЭРА-ГЛОНАСС или она не работает. Чем это грозит?
Система вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС получила статус обязательной еще в 2017 году. Однако массовое подключение к ней сильно затянулось. Согласно данным, предоставленным Autonews.ru пресс-службой АО «ГЛОНАСС», по состоянию на настоящий момент к системе ЭРА-ГЛОНАСС подключено чуть более 12,4 млн транспортных средств. А согласно подсчетам аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2025 года одних лишь легковых машин в России зарегистрировано 47,5 млн единиц. То есть устройством экстренного вызова оснащено чуть более четверти легкового автопарка.
Подключение автомобилей к системе ЭРА-ГЛОНАСС официально стартовало 1 января 2017 года, однако требование по обязательной установке кнопки вызова экстренных служб не распространилось на ранее произведенные транспортные средства, все эти машины разрешили эксплуатировать без доработки. В результате темпы подключения транспортных средств к системе сравнялись с темпами пополнения и вывода из эксплуатации машин.
Вместе с тем на фоне ухода из России мировых автопроизводителей и нарушения логистических цепочек в мае 2022 года правительством был введен упрощенный техрегламент, позволяющий не устанавливать на автомобили дополнительные устройства обеспечения безопасности. Позднее кабмин продлил срок необязательной установки дополнительных устройств обеспечения безопасности до 1 февраля 2024 года.
Согласно документу, для физических лиц требование по установке модулей ГЛОНАСС стало необязательным, но за юридическими лицами и ИП сохранилась обязанность по подключению автомобилей к госинформсистеме ЭРА-ГЛОНАСС в рамках параллельного импорта. Однако часть ввезенных и зарегистрированных в этот период машин так и не получила терминалы SOS.
Пресс-служба АО «ГЛОНАСС» пояснила, что мораторий стал следствием глобального дефицита микроэлектроники в период пандемии коронавируса, но к настоящему моменту российские производители импортозаместили компонентную базу, что позволило полностью закрыть потребность в модулях экстренного вызова.
Автомобили, выпускающиеся в России, также допускалось выводить на рынок без блоков ЭРА-ГЛОНАСС с обязательством последующего дооснащения. Многие из оказавшихся у граждан экземпляров впоследствии пришлось отзывать. Так, 19 752 легковушки Kaiyi были проданы без блоков управления системой оповещения экстренных оперативных служб и впоследствии были отозваны. Машины Lada, выпущенные в период с октября 2022 года по февраль 2023 года, также пришлось отзывать для дооснащения. В этом случае речь шла о 79,5 тыс. транспортных средств.
Специалисты отмечают, что даже при наличии кнопок экстренного вызова, устройства могут выполнять свои функции лишь частично. либо не работать вовсе.
«Часть новых машин существует без модулей ЭРА-ГЛОНАСС, потому что у нас долго действовал мораторий на установку при ввозе автомобиля с СБКТС. Сейчас таких лазеек нет, но и смысла в установке модуля немного: система вызовет экстренную помощь, только если автомобиль находится в зоне действия сети», — пояснил президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
Оператор ЭРА-ГЛОНАСС не подтвердил проблемы с работоспособностью системы, но заметил, что в самих блоках для автомобилей недочеты иногда встречаются.
Для владельцев транспорта неработоспособность блоков ЭРА-ГЛОНАСС, по мнению опрошенных экспертов, ничем, помимо личной безопасности, не грозит. Никаких санкций с точки зрения законодательства не предусмотрено.
Тузов пояснил, что сотрудники ГАИ имеют право проверять наличие и работоспособность системы ЭРА-ГЛОНАСС. Основанием для этой процедуры являются Правила дорожного движения и соответствующие нормативные акты, регулирующие безопасность автомобилей, но штраф за отсутствие системы для автомобилистов не предусмотрен.
Автоюрист Лев Воропаев напомнил, что в России действует Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, — приложение к ПДД. В совокупности оба этих документа отсылают к Техническому регламенту о колесных транспортных средствах. В последнем содержится пункт, указывающий, что неисправность в виде неработающей кнопки по вызову экстренных служб является существенной. Вместе с тем, нормативы, предусматривающие ответственность за нарушения тех или иных требований к техническому состоянию, отсылают именно к Перечню неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация: «Формально какая-либо ответственность за неработающую кнопку у нас не предусмотрена».
Подтвердил отсутствие ответственности за неработающую кнопку ЭРА-ГЛОНАСС и Антон Шапарин. «На дороге их установку не проверяют, штраф за отсутствие не предусмотрен», — уточнил собеседник. В ходе технического осмотра работоспособность модулей ЭРА-ГЛОНАСС также не проверяется.
«Санкций нет, — подтвердили Autonews.ru и в АО „ГЛОНАСС“. — Вопрос касается безопасности миллионов водителей и их пассажиров».
Оператор посоветовал при покупке автомобиля выполнять тестовые вызовы, а также периодически проверять работоспособность системы в ходе эксплуатации транспортного средства.
«При ДТП или любой критической ситуации на дороге устройство сработает и передаст координаты экстренным службам. Это забота о безопасности автовладельца и его близких», — напомнили в компании.
Вместе с тем в АО «ГЛОНАСС» напомнили, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны устанавливать устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) на автомобили, ввезенные в Россию по параллельному импорту. Для удобства оказания услуги сформирована партнерская сеть из 54 компаний по реализации, установке УВЭОС и подключению к ЭРА-ГЛОНАСС.
Autonews.ru отправил запрос в МВД РФ с просьбой пояснить, предусмотрены ли законодательством санкции за неработающую кнопку ЭРА-ГЛОНАСС и могут ли за это наказать инспекторы ГАИ на дороге. На момент публикации материала ответа получено не было.
В АО «ГЛОНАСС» пояснили, что процесс проверки модуля в машине выполняется очень просто. Для этого нужно лишь нажать кнопку SOS в автомобиле и сообщить оператору, что выполняется тестовый вызов. После этого сверяются марка, модель и цвет транспортного средства. Оператор должен подтвердить, что информация корректно отображается в системе и что координаты местонахождения в данный момент выдаются правильно.
При желании системой ЭРА-ГЛОНАСС можно дооснастить любой автомобиль в специализированных фирмах.
«Сегодня в России более десяти крупных производителей таких устройств, которые глубоко интегрируются в конструкцию транспортных средств», — пояснил оператор. Стоимость услуги по установке УВЭОС для конечного потребителя составляет порядка 30 тыс. руб.