Автомобили в России скоро снова подорожают. Виной тому — новая методика расчета утилизационного сбора, которая должна вступить в силу с начала мая.
С 1 мая 2025 года в России планируют запустить новую методику расчета утилизационного сбора, которая коснется тех машин, что ввозятся из стран ЕАЭС. Эксперты, не сомневаются, что нововведение приведет к резкому подорожанию транспортных средств.
Помимо крупных автосалонов, поставляющих автомобили в Россию «белыми» путями, на рынке продолжают функционировать мелкие импортеры, пользующиеся обходными путями при растаможке транспортных средств. Посредниками выступают «братские» страны ЕАЭС с более выгодными условиями растаможки — в первую очередь, Киргизия и Белоруссия.
Соседние государства входят в единое экономическое пространство с Россией, но растаможка машин там осуществляется не по пассажирской таможенной декларации, а по таможенно-приходному ордеру (ТПО). Данное обстоятельство позволяет занижать стоимость транспортных средств в два-три раза и тем самым значительно экономить средства импортеров и опускать цену на машины. Способствует этому и разный НДС. К примеру, в Киргизии речь идет о 12% вместо наших 20%. При поставках машин через Белоруссию привлекаются граждане-льготники, которым, в соответствии с местными законами, положена 50-процентная скидка на растаможку.
Согласно документу, опубликованному на «Федеральном портале проектов нормативных актов», утильсбор начнут рассчитывать по следующей формуле:
Утильсбор = УСед + (Рс — Сз) x 0,5:
УСед — базовая ставка сбора;
Рс — средняя стоимость машины, содержащаяся в перечне Минпромторга;
Сз — затраты покупателя на приобретение машины до уплаты сбора;
0,5 — поправочный коэффициент.
Для подтверждения расходов (Сз) придется предоставлять таможне полный пакет документов, включающий:
договор купли-продажи;
инвойсы;
транспортные накладные;
сертификаты происхождения;
отчеты о переводах;
другие чеки.
При отсутствии подтверждающих реальную стоимость машины документов сбор будет автоматически считаться по максимальной ставке, а это более 60% от цены машины.
По факту к сбору добавится разница между местными пошлинами в странах ЕАЭС и российскими ставками. Будет учтена и недостача по акцизам и НДС.
«Соответствующие изменения позволят исключить препятствия во взаимной торговле на внутреннем рынке Евразийского экономического союза. Напомним, что ранее было принято решение о публикации Минпромторгом России на ежеквартальной основе перечня моделей автомобилей, который формируется ФТС России исходя из средней стоимости автомобиля. Перечень регулярно обновляется и охватывает широкий спектр моделей», — прокомментировали новшество в Минпромторге.
Импортеров — физических лиц нововведение не коснется. Владельцы машин с моторами объемом до 3,0 л, ввозящие их для личного пользования без перепродажи в течение 12 месяцев, смогут по-прежнему платить льготный сбор в размере 3400 либо 5200 руб. в зависимости от возраста машины.
По словам управляющего директора ГК «Альфа-Лизинг» Максима Агаджанова, новая методика расчета утилизационного сбора не приведет к дефициту транспортных средств на нашем рынке, тем более что официально представленные производители уже готовят ряд интересных новинок. Это и Lada Iskra, и модели новых брендов из КНР: Deepal, Tenet, и Li Xiang. Что до премиальной техники традиционных марок, для ее покупателей изменение цены не будет иметь существенного значения.
«Новая формула расчета утилизационного сбора коснется только юридических лиц и тех, кто ввозит автомобили в Россию для последующей продажи. Физические лица, которые привозят авто для личного пользования и эксплуатируют их не менее года, не будут платить повышенный утильсбор», — напомнил эксперт.
Поставки автомобилей из стран ЕАЭС полностью не прекратятся, но ввозиться по этим каналам будут лишь редкие, раритетные или инновационные электрические машины, которые к нам официально пока не поставляют. Объемы же импорта машин существенно сократятся.
«После введения новых правил расчета утилизационного сбора никаких моментальных изменений не произойдет, поскольку на рынке остается значительное количество автомобилей, ввезенных по старым ставкам, но не проданных до сих пор.
Чуть позже автомобили, ввезенные по программе параллельного импорта с заниженной таможенной стоимостью, постепенно исчезнут с рынка».
Специалист считает, что это приведет к оздоровлению российского рынка и повышению его прозрачности. Для официальных дилеров новая методика расчета — скорее, хорошая новость.
Цены на импортируемые в Россию машины рискуют резко вырасти, притом рост затронет не только те машины, что ввозились «всерую».
«Прежде всего, обновятся прайсы на автомобили, которые традиционно поставлялись в Россию через территорию Киргизии и Беларуси. Цены на них увеличатся примерно на 20−25%. Особенно подорожает премиум-сегмент: Mercedes-Benz G-Класса, Range Rover, Lexus могут прибавить в цене еще больше».
Николай Баскаков оценил возможное подорожание в 10−15% от стоимости автомобиля. По словам эксперта, оно затронет преимущественно модели, ввозимые через Белоруссию и Киргизию. «Вероятно, такой канал импорта практически прекратит существование, поскольку для частных поставщиков он потеряет экономическую целесообразность», — полагает специалист.
Гражданам, желающим обновить автомобиль, эксперты посоветовали не слишком тянуть с покупкой. Новая методика расчета утильсбора может сказаться не только на цене машин от мелких поставщиков, но и на стоимости автомобилей в крупных дилерских центрах из-за усложнения процесса растаможки.
«Для дистрибьюторов процесс ввоза автомобилей усложнится. Импортеры должны будут подтверждать стоимость транспортного средства, купленного за рубежом, предоставляя стандартный договор купли-продажи и ряд дополнительных финансовых документов. Среди них — счета-фактуры, спецификации, пассажирские таможенные декларации, отгрузочные документы, транспортные накладные, бухгалтерская отчетность, налоговые документы, сведения о проведенных платежах и сертификаты происхождения товара», — напомнил специалист.
«Поставки через Белоруссию и Киргизию значительно сократятся, хотя полностью не исключаем возможность появления новых схем ввоза. В целом этот этап можно рассматривать как естественную эволюцию рынка в сторону большей цивилизованности», — прокомментировал ситуацию Николай Баскаков. Он также напомнил, что у частников сохранится возможность ввоза машин для личного пользования по льготным ставкам.